Суббота, 27.04.2024, 08:42
Приветствую Вас, Гость

 

ШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН»

на 2013-2017 гг.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН».

 

            Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-технической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

            Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет Личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

            Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

            Исходя из этого, меняется и методика работы с детьми, которая теперь сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

            Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной воспитательной программы (ЦКВП) «Юный вилюйчанин», рассчитанной на реализацию в начальной общеобразовательной школе. Необходимость создания школьной программы воспитательной работы с детьми объясняется еще и рядом особенностей работы школы сегодня: недостаточной сформированностью воспитательной системы школы; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием того, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.

            Название ЦКВП «Юный вилюйчанин» не случайно:

  • во-первых, она является частью улусного мега-проекта «Юный вилюйчанин»;
  • во-вторых, программа начинает действовать в канун 380-летнего юбилея родного города и 70-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией;
  • в-третьих (и это самое главное), сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Отечеству и малой родине, к окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в законе «Об образовании» РС (Я) и РФ.

Цель      программы     –     создание    в    школе    единого   воспитательного

пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

            Решение данной цели обеспечивается реализацией следующих задач:

  • 6.юразвитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;
  • дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе; создание блоков дополнительного образования;
  • межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  • использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России и Саха, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества;
  • развитие форм ученического самоуправления;
  • дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам: курению, токсикоманию, употреблению алкоголя и наркотических средств;
  • активизация социально-психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.

Данная программа может быть не на один год, так  как жизнь вносит и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека. Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие личности ребенка.

 

ШКОЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН»

 

Структурная модель школьной целевой комплексной воспитательной программы:

 

«Юный вилюйчанин»

Блоки

Воспитательные задачи

Основное содержание

Основные формы

 

                       
    Надпись: «Защитники Отечества»  

* Воспитание пони-мания Отечества как непреходящей цен-ности, связи с преды-дущими поколениями

* Знакомство с жиз-нью и деятельностью истинных сынов Оте-чества, истинных ви-люйчан.

* Воспитание готов-ности к защите своей Родины.

* Подготовка к служению Отечеству.

 

 

# Изучение военной и трудовой истории Отечества, Вилюйска.

# Сбор материалов по военной истории Вилюйска, страны.

# Благотворительная деятельность в адрес ветеранов войны и тыла.

 

-  Празднование Дней защитников Отечества и Победы.

- Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, чеченских событий.

- Связь с музеем боевой и трудовой славы г. Вилюйска.

 
    Надпись: «Здоровье»  

* Создание условий для сохранения физи-ческого, психологи-ческого и нравствен-ного здоровья учащихся.

* Воспитание нега-тивного отношения к вредным привычкам.

* Пропаганда физи-ческой культуры и здорового образа жизни.

 

# Приобщение всех учащихся к разным формам физической культуры.

# Организация интерес-ного и плодотворного досуга, каникулярно-го отдыха.

 
  •  

 

- Работа лагерей с дневным пребыванием на базе школы во время летних каникул.

 
   

*  Воспитание береж-ного отношения к природе, желания её охранять, любить.

* Воспитание интере-са к вопросам эколо-гии и валеологии.

* Расширение и кон-кретизация экологи-ческих представлений детей.

* Формирование уме-ний применять свои знания в жизни.

 

    Надпись: «Экология и мы»    

# Развитие экологи-ческой культуры.

# Привлечение боль-шого числа учащихся к работе над эколо-гическими проекта-ми.

# Участие в обще-школьных, город-ских, улусных кон-курсах экологичес-ких плакатов и рисун-ков, защиты экологи-ческих проектов.

 

- Экологические прогул-ки, походы, экскурсии.

- Конкурс экологических проектов.

- Экологические недели.

- Создание школьной экологической тропы.

 
    Надпись: «Юные таланты Вилюйска»  

* Выявление и развитие у учащихся творческих способ – ностей.

* Создание условий для творческой само-реализации учащих-ся.

* Формирование ху – дожественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

* Приобщение к духовным ценностям.

 

# Организация и совершенствование форм дополнитель-ного образования, его содержания.

# Проведение школь-ного фестиваля детского творчества «Юные таланты Вилюйска».

# Приобщение всех учащихся к творчеству.

 

 

- Смотры, творческие отчеты, фестивали, кон-церты.

  • Конкурсы.
  • Праздничные акции.

-  Нетрадиционные праз-дники.

 
    Надпись: «Школьный музей»  

* Создание школь-ного музея и превращение его в центр гражданско – патриотического вос-питания учащихся.

* Формирование на базе музея различных объединений, клубов патриотической на-правленности.

* Развитие форм музейной педагогики.

 

# Разработка и совершенствование форм работы музея; в дальнейшем – углуб-ление и расширение его деятельности.

# Привлечение уча-щихся к поисковой и исследовательской работе.

# Участие в улусных и городских акциях.

 

 

- Организация экскур-сий, сменных экспози-ций.

- Организация смотров, конкурсов, викторин, тематических празд-ников.

- Туристско – экспеди-ционная и поисковая работа.

 
  Надпись: «Познание»  

* Выявление и раз-витие у учащихся ин-теллектуальных спо-собностей.

* Создание оптималь-ных условий для ин-теллектуальной само-реализации учащихся.

* Развитие интел-лекта учащихся.

* Формирование уве-ренности в себе, в свои силы.

 

# Участие в школь-ных, городских, улус-ных предметных и интеллектуальных олимпиадах.

# Приобщение всех учащихся к интел-лектуальному само-образованию.

# Создание в школе Малой детской академии и проведе-ние школьной олим-пиады «Интеллект».

 

- Тестирование, интел-лектуальные игры,  викторины, игры КВН.

- Создание школьной Малой детской акаде-мии.

- Школьная олимпиада «Интеллект».

- Интеллектуальная ис-следовательская рабо-та.

 

- Творческие кон-курсы «Миру – мир», «Учимся миру», «Символы мира» и т. п.

- Диспуты, дискуссии.

- Психологические тре-нинги и игры.

- Семейные праздники.

 

Надпись: «Культура мира»

* Гуманизация воспи-тательного процесса.

* Присвоение и усво-ение общечеловечес-ких ценностей.

* Воспитание ответ-ственности за благо-получие, безопас-ность и радость

жизни.

* Оказание мораль-ной и материальной помощи нуждающим-ся.

# Распространение идей культуры мира.

# Изучение и соблю-дение гражданских прав и свобод ребен-ка.

# Изучение и разви-тие национальных традиций, культуры и традиций других народов.

# Создание  в школе микроклимата равен-ства и взаимного ува-жения друг к другу.

- Экскурсии.

- Посещение выста-вок, музеев, ки-нотеатров, ДЦ «Алгыс».

- Субботники, трудо-вые десанты.

- Встречи с инте-ресными вилюй-чанинами.

- Праздники.

# Знакомство с историей Вилюйска.

# Работа по благо- устройству школы, школьного двора, города.

# Возрождение и развитие культурных традиций Вилюйска.

Надпись: «Я – вилюйчанин»

* Приобщение детей к насущным заботам вилюйчан, к участию в различных общест-

венных инициативах.

* Воспитание гордос-ти званием вилюйча-нина, любви к своему городу, уважения к его истории и жите-лям.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН»

 

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников «Юный вилюйчанин» была разработана заместителем директора по методической работе МОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1» г. Вилюйска, Отличником образования РС (Я) Павловой И.И. и утверждена на научно-методическом совете школы в 2003 году. Программа принимала участие в республиканском конкурсе методических разработок, посвященном 100-летию известного методиста Н.В. Егорова, и была признана одной из лучших педагогических работ.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-технической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

Если раньше целью воспитания была так называемая всесторонне развитая личность, то в данное время главным становится сам процесс вхождения ребенка в современное общество, воспитание его как Гражданина мира и Гражданина своей страны, то есть формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Всё это учитывалось при составлении программы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников «Юный вилюйчанин», рассчитанной на реализацию в начальной общеобразовательной школы. Необходимость создания программы объяснялась еще и рядом особенностей работы школы в то время: недостаточной сформированностью воспитательной системы школы; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием го, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера. 

Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания Гражданина мира и Гражданина своей страны.

Для реализации программы в декабре 2003 года, после большой подготовительной работы, была создана детская общественная организация «Юный вилюйчанин», объединяющая в своих рядах учащихся 2-4 классов.

Название ДОО «Юный вилюйчанин» не случайно:

- во-первых, все ученики школы родились и живут в старинном городе Вилюйске, историю которого они должны знать и любить, должны гордиться званием вилюйчанина;

- во-вторых, ДОО была создана в канун 375-летнего юбилея родного города и 60-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией;

- в-третьих (и это самое главное), сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Отечеству и малой Родине, к окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в «Законе об образовании» РС (Я)  и РФ.

Руководит работой ДОО «Юный вилюйчанин» организатор детского движения Афанасьева А.Е.

Работа детской общественной организации ведется по восьми направлениям:

  1. Я – вилюйчанин
  2. Культура мира
  3. Защитники Отечества
  4. Здоровье
  5. Познание
  6. Экология и мы
  7. Юные таланты Вилюйска
  8. Школьный музей

Далее в работе мы рассмотрим каждое направление в отдельности.

 

Направление «Юный вилюйчанин»

Задачи направления:

- приобщение детей к насущным заботам вилюйчан, к участию в различных общественных инициативах;

- воспитание гордости званием вилюйчанина, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям.

Основное содержание данного направления:

- знакомство с историей города;

- работа по благоустройству школы, школьного двора, города;

- возрождение и развитие культурных традиций Вилюйска.

 Основными формами воспитательного процесса являются экскурсии, посещение музеев, выставок, досуговых и культурных центров, субботники, трудовые десанты, встреча с интересными людьми города, различные праздники.

В реализации данного направления неоценимую роль играет педагог дополнительного образования, Отличник просвещения РФ, ветеран педагогического труда Томская Д.Н. Ею разработана программа факультативных занятий «Мой родной город». Программа рассчитана на проведение занятий в 1-4 классах по 1 ч в неделю, состоит из таких разделов, как «Основание города Вилюйска», «Дореволюционный Вилюйск», «Вилюйск в советское время», «Вилюйчане в годы ВОВ», «Настоящее Вилюйска», «Интересные факты», «Знаменитые земляки», «Природа Вилюйской земли». С каждым годом обучения программа усложняется, дополняется практическими работами, в конце курса начальной школы учащиеся 4-х классов пишут исследовательскую работу по выбранной теме.          Все учащиеся школы осенью начинают учебный год с посещения музеев города. С работниками краеведческого музея им. П. Х. Староватова , музея боевой и трудовой славы г. Вилюйска, музея средней школы №1 у ребят и педагогов сложились доверительные отношения. Музейные работники готовят для школьников тематические беседы, проводят различные викторины, конкурсы, помогают в подготовке исследовательских работ.

Если в сентябре 2003 года учащимся 3 «в» класса были заданы вопросы по истории родного города и были получены малоутешительные ответы, то ответы этих же учащихся на эти же вопросы в мае 2004 года были полными и исчерпывающими, что дает нам возможность говорить о том, что систематическая, планомерная работа может привести к хорошим результатам.

В 2005 – 2006 году учащиеся выпускных 4 –х классов по результатам трех лет изучения истории города писали исследовательские работы. По результатам выступления на школьной конференции три работы приняли участие во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» и были отмечены дипломами организаторов: «Старый Вилюйск» (Яковлева Олеся, 4 «а»), «Седой Вилюй» (Уваров Павлик, 4 «б»), «Прошлое и настоящее Вилюйска» (Яковлев Сережа, 4 «б»).

Учащимися – членами краеведческого клуба были сделаны фотографии и видеосъемки в помощь классным руководителям для проведения бесед по темам «Старый город», «Новостройки города», «Достопримечательные места Вилюйска», «Памятники и скверы города».

Трудовые десанты по благоустройству города, участие в «чистых четвергах», проводимых мэрией стали доброй традицией. Под руководством социального педагога Алексеевой В.Н. учащиеся 3-4 классов помогают одиноким пенсионерам и инвалидам по уборке дворов весной и осенью, показывают концерты на дому.

Неразрывную связь установили с членами клуба бабушек «АлаЬа». Седалищева П.Н., Бадаева М.С., Гоголева В. К. и другие старейшие бабушки города проводят в классах беседы, рассказывают об интересных жителях города, учат игре на хомусе, знакомят с национальной культурой народов Саха.

А старт этому направлению ежегодно дает Неделя города, проводимая в сентябре. Во время этой недели дети пишут сочинения, рисуют, участвуют в Дне города, встречаются с различными людьми.

Необходимость включения данного направления в программу ДОО было продиктовано еще и тем, что дети не до конца осознают свою принадлежность своей малой Родине, своему народу. Было проведено анкетирование, которое показало, что не все учащиеся правильно понимают лексическое значение слова «патриот», в частности: 18% рассматривают его как бережное отношение к природе, а 13% - только как уважение к ветеранам ВОВ. Испытывают ли школьники чувство гордости за Родину, за свой народ? Сейчас это испытывают 76% учеников школы. Интересно то, что большинство мальчиков 84% готовы встать на защиту Родины от посягательств врага (иноземные, инопланетные). В школе обучаются дети 8 национальностей. И благодаря работе по данному направлению нет различий среди детей по национальному признаку, и все они с гордостью говорят: «Я – вилюйчанин».

Направление «Культура мира»

Задачи направления:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- гуманизация воспитательного процесса;

- присвоение и усвоение общечеловеческих ценностей;

- воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни;

- оказание моральной и материальной помощи нуждающимся.

Основное содержание данного направления:

- распространение идей культуры мира;

- изучение и соблюдение гражданских прав и свобод ребенка;

- изучение и развитие национальных традиций, культуры и традиций других народов;

- создание в школе микроклимата равенства и взаимного уважения друг к другу.

Основными формами воспитательного процесса являются творческие конкурсы, классные часы, беседы, психологические тренинги и игры, семейные праздники.

Особое внимание в работе данного направления хочется сделать на проведенной впервые в этом учебном году недели «Мои права и обязанности». В течение этой недели состоялся фестиваль классных часов на тему, совместно с родителями дети выпустили семейные стенгазеты, участвовали в викторине, инсценировках. Произошло первое знакомство с Декларацией ООН о правах человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.

До проведения недели  в 3 «в» классе, где учится 24 ученика, был проведен опрос. На вопрос «Какие ты знаешь свои права?» ответы детей расположились таким образом:

- на бесплатное образование  – 24 ученика (100%);

- на отдых – 16 учеников (66%);

- на свободу и равноправие – 22 (91%);

- на бесплатное медицинское обслуживание – 12 (50%);

- на свободу выбора – 1 (4,1%).

Также были даны неточные ответы, связанные с непониманием  понятий «права» и «обязанности». Несколько детей ответили, что имеют право помогать своим родителям, хорошо учиться, не баловаться. А права детей на жилище и свободу передвижения не были даже упомянуты.

Проведенная неделя дала положительные результаты: были разграничены понятия «права» и «обязанности»,  знакомство с основными документами по правам ребенка отложила в памяти детей новые знания, которые в будущем им пригодятся.

Подготовка к Новому году знакомит детей с культурой Саха и других народов. Во втором классе преподаватель Вилюйского педагогического колледжа Аммосова Т. П. со студентами проводит беседу «Новый год у якутов», в третьем – четвертом классах – проводится игра – путешествие «Как встречают Новый год в разных странах». В этой игре участвует вся детская организация, отряды передвигаются от одной станции к другой, от одной части света на другую. Этот вызывает интерес не только со стороны учащихся, в игру активно включаются и родители.

 

Направление «Защитники Отечества»

         Задачи направления:

- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

- знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества, истинных вилюйчан;

- воспитание готовности к защите своей Родины;

- подготовка к служению Отечеству.

Основное содержание данного направления:

- изучение военной и трудовой истории Отечества, Вилюйска;

- сбор материалов по военной истории Вилюйска, страны;

- благотворительная деятельность в адрес ветеранов войны и тыла.

 Основными формами воспитательного процесса являются празднование Дней защитников Отечества  и Победы, уроки Мужества, встречи с ветеранами ВОВ и военных действий в Афганистане, чеченских событий, связь с музеем боевой и трудовой славы г. Вилюйска. 

         Вилюйская земля является родиной трех Героев Советского Союза Кондакова В.А., Миронова А.А., Степанова Н.С. Гордость за них, за их героические подвиги должна воспитываться в младших школьниках с первых дней обучения. Беседы о Великой Отечественной войне, о героях - земляках, о детях – героях, встречи с ветеранами ВОВ и тыла стали традиционными в школе. 

         В феврале проводится смотр строя и песни среди отрядов 3-4 классов. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с историей Российской Армии, ее традициями, встречаются с ветеранами афганских и чеченских боевых действий, работниками райвоенкомата.

         В мае во время «Декады Памяти» устраиваются акции помощи ветеранам войны и тыла, конкурс военных песен, викторины.

         Если дети, вступая в ДОО «Юный вилюйчанин» во втором классе, имеют скудные знания по истории ВОВ и Российской Армии, то к концу четвертого класса они достаточно хорошо знают земляков – Героев, названия городов – Героев, понимают смысл понятий «честь» и «долг», о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

         Из 74 выпускников  правильно назвали имена трех Героев все – 100%, названия городов – Героев – 58 – 78%, понятие «честь» объяснили как «достойные уважения и гордости моральные качества человека» или близко к этому – 42 – 57%, понятие «долг» в смысле гражданского долга перед Родиной упомянули – 72 – 97%.

 

 

 

Направление «Познание»

         Задачи направления:

- выявление и развитие у учащихся интеллектуальных способностей;

- создание оптимальных условий для интеллектуальной самореализации учащихся;

- развитие интеллекта учащихся;

- формирование уверенности в себе, в свои силы.

Основное содержание данного направления:

- участие в школьных, городских, улусных предметных олимпиадах;

- приобщение всех учащихся к интеллектуальному самообразованию;

- создание в школе Малой детской академии и проведение школьной олимпиады «Интеллект».

 Основными формами воспитательного процесса являются тестирование, интеллектуальные игры, викторины, игры КВН, создание школьной Малой детской академии, олимпиады, интеллектуальная исследовательская работа.

         Обучение в начальной школе начинается для первоклассников с «Посвящения в ученики». После этого во второй четверти начинается акция   «Старт в науку». Предметные  недели и олимпиады проводятся в течение двух четвертей. Кроме этого между отрядами проводятся «Веселые игры математиков», викторина «Занимательный русский язык», научно-практическая конференция «Путешествие по англоязычным странам», недели, посвященные якутским детским писателям, национальной культуре народов Саха.

         Летом на базе лагеря работает интеллектуальный лагерь «Together» с занятиями по английскому языку и естествознанию.

         Тщательно продуманная и организованная на высоком уровне работа педагогического коллектива по интеллектуальному воспитанию учащихся показывает хорошие результаты. Каждый год ученики 4-х классов занимают только призовые места на районных олимпиадах по математике, русскому, якутскому, английскому языкам.

          

Направление «Здоровье»

Задачи направления:

- создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся;

- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

Основное содержание данного направления:

- приобщение всех учащихся к разным формам физической культуры;

- организация интересного и плодотворного досуга, каникулярного отдыха.

 Основными формами воспитательного процесса являются работа спортивных секций, групп ЛФК, организация спортивно-массовых мероприятий: соревнований, праздников, походов; работа летних оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе школы. 

         В 1998 – 2003 учебных годах школа работала по программе «Здоровье» и являлась экспериментальной площадкой ИРО. Внутришкольная экспертиза итогов реализации данной программы показала, что учащиеся школы получают достаточный уровень теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни, что динамика роста заболеваемости ОРВИ, кариесом осталась на прежнем уровне, а не увеличилась. Но в остальном результаты по заболеваемости опорно-двигательного аппарата, глаз продолжает увеличиваться. Программа «Здоровье» не смогла полностью достигнуть своих целей по нескольким причинам. Это отсутствие физкультурного зала (уроки проводятся в фойе), нежелание работать врачей в школе в связи с невысокой зарплатой и тем, что работа в школе не идет в льготный медицинский стаж.

         Но вместе с тем накопленный опыт по программе «Здоровье» огромен, поэтому в программу «Юный вилюйчанин»  она вошла как одно из направлений. Педагоги школы считают, что здоровье каждого гражданина – это здоровье всей нации.

         Эстафеты, кроссы, семейные «Веселые старты», соревнования по ОФП, традиционная общешкольная спартакиада – всё это проводится ежегодно и помогает формированию коллектива, командного духа.

         Из 330 учащихся школы в спортивных секциях разного направления занимается 53 человека, т.е. всего 16%. Поэтому уроки физкультуры, спортивные соревнования, динамические паузы во время уроков остаются одними из основных форм двигательной активности учащихся, особенно в зимнее время.

         С 1998 года на базе школы каждое лето работают д