ШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН»
на 2013-2017 гг.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН».
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-технической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет Личность, способная строить жизнь, достойную Человека.
Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого, меняется и методика работы с детьми, которая теперь сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.
Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной воспитательной программы (ЦКВП) «Юный вилюйчанин», рассчитанной на реализацию в начальной общеобразовательной школе. Необходимость создания школьной программы воспитательной работы с детьми объясняется еще и рядом особенностей работы школы сегодня: недостаточной сформированностью воспитательной системы школы; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием того, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.
Название ЦКВП «Юный вилюйчанин» не случайно:
- во-первых, она является частью улусного мега-проекта «Юный вилюйчанин»;
- во-вторых, программа начинает действовать в канун 380-летнего юбилея родного города и 70-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией;
- в-третьих (и это самое главное), сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Отечеству и малой родине, к окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в законе «Об образовании» РС (Я) и РФ.
Цель программы – создание в школе единого воспитательного
пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.
Решение данной цели обеспечивается реализацией следующих задач:
- 6.юразвитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;
- дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе; создание блоков дополнительного образования;
- межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
- использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России и Саха, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества;
- развитие форм ученического самоуправления;
- дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам: курению, токсикоманию, употреблению алкоголя и наркотических средств;
- активизация социально-психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.
Данная программа может быть не на один год, так как жизнь вносит и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека. Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие личности ребенка.
ШКОЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН»
Структурная модель школьной целевой комплексной воспитательной программы:
«Юный вилюйчанин» |
|||
Блоки |
Воспитательные задачи |
Основное содержание |
Основные формы |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«ЮНЫЙ ВИЛЮЙЧАНИН»
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников «Юный вилюйчанин» была разработана заместителем директора по методической работе МОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1» г. Вилюйска, Отличником образования РС (Я) Павловой И.И. и утверждена на научно-методическом совете школы в 2003 году. Программа принимала участие в республиканском конкурсе методических разработок, посвященном 100-летию известного методиста Н.В. Егорова, и была признана одной из лучших педагогических работ.
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-технической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Если раньше целью воспитания была так называемая всесторонне развитая личность, то в данное время главным становится сам процесс вхождения ребенка в современное общество, воспитание его как Гражданина мира и Гражданина своей страны, то есть формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Всё это учитывалось при составлении программы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников «Юный вилюйчанин», рассчитанной на реализацию в начальной общеобразовательной школы. Необходимость создания программы объяснялась еще и рядом особенностей работы школы в то время: недостаточной сформированностью воспитательной системы школы; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием го, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.
Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания Гражданина мира и Гражданина своей страны.
Для реализации программы в декабре 2003 года, после большой подготовительной работы, была создана детская общественная организация «Юный вилюйчанин», объединяющая в своих рядах учащихся 2-4 классов.
Название ДОО «Юный вилюйчанин» не случайно:
- во-первых, все ученики школы родились и живут в старинном городе Вилюйске, историю которого они должны знать и любить, должны гордиться званием вилюйчанина;
- во-вторых, ДОО была создана в канун 375-летнего юбилея родного города и 60-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией;
- в-третьих (и это самое главное), сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Отечеству и малой Родине, к окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в «Законе об образовании» РС (Я) и РФ.
Руководит работой ДОО «Юный вилюйчанин» организатор детского движения Афанасьева А.Е.
Работа детской общественной организации ведется по восьми направлениям:
- Я – вилюйчанин
- Культура мира
- Защитники Отечества
- Здоровье
- Познание
- Экология и мы
- Юные таланты Вилюйска
- Школьный музей
Далее в работе мы рассмотрим каждое направление в отдельности.
Направление «Юный вилюйчанин»
Задачи направления:
- приобщение детей к насущным заботам вилюйчан, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитание гордости званием вилюйчанина, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям.
Основное содержание данного направления:
- знакомство с историей города;
- работа по благоустройству школы, школьного двора, города;
- возрождение и развитие культурных традиций Вилюйска.
Основными формами воспитательного процесса являются экскурсии, посещение музеев, выставок, досуговых и культурных центров, субботники, трудовые десанты, встреча с интересными людьми города, различные праздники.
В реализации данного направления неоценимую роль играет педагог дополнительного образования, Отличник просвещения РФ, ветеран педагогического труда Томская Д.Н. Ею разработана программа факультативных занятий «Мой родной город». Программа рассчитана на проведение занятий в 1-4 классах по 1 ч в неделю, состоит из таких разделов, как «Основание города Вилюйска», «Дореволюционный Вилюйск», «Вилюйск в советское время», «Вилюйчане в годы ВОВ», «Настоящее Вилюйска», «Интересные факты», «Знаменитые земляки», «Природа Вилюйской земли». С каждым годом обучения программа усложняется, дополняется практическими работами, в конце курса начальной школы учащиеся 4-х классов пишут исследовательскую работу по выбранной теме. Все учащиеся школы осенью начинают учебный год с посещения музеев города. С работниками краеведческого музея им. П. Х. Староватова , музея боевой и трудовой славы г. Вилюйска, музея средней школы №1 у ребят и педагогов сложились доверительные отношения. Музейные работники готовят для школьников тематические беседы, проводят различные викторины, конкурсы, помогают в подготовке исследовательских работ.
Если в сентябре 2003 года учащимся 3 «в» класса были заданы вопросы по истории родного города и были получены малоутешительные ответы, то ответы этих же учащихся на эти же вопросы в мае 2004 года были полными и исчерпывающими, что дает нам возможность говорить о том, что систематическая, планомерная работа может привести к хорошим результатам.
В 2005 – 2006 году учащиеся выпускных 4 –х классов по результатам трех лет изучения истории города писали исследовательские работы. По результатам выступления на школьной конференции три работы приняли участие во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» и были отмечены дипломами организаторов: «Старый Вилюйск» (Яковлева Олеся, 4 «а»), «Седой Вилюй» (Уваров Павлик, 4 «б»), «Прошлое и настоящее Вилюйска» (Яковлев Сережа, 4 «б»).
Учащимися – членами краеведческого клуба были сделаны фотографии и видеосъемки в помощь классным руководителям для проведения бесед по темам «Старый город», «Новостройки города», «Достопримечательные места Вилюйска», «Памятники и скверы города».
Трудовые десанты по благоустройству города, участие в «чистых четвергах», проводимых мэрией стали доброй традицией. Под руководством социального педагога Алексеевой В.Н. учащиеся 3-4 классов помогают одиноким пенсионерам и инвалидам по уборке дворов весной и осенью, показывают концерты на дому.
Неразрывную связь установили с членами клуба бабушек «АлаЬа». Седалищева П.Н., Бадаева М.С., Гоголева В. К. и другие старейшие бабушки города проводят в классах беседы, рассказывают об интересных жителях города, учат игре на хомусе, знакомят с национальной культурой народов Саха.
А старт этому направлению ежегодно дает Неделя города, проводимая в сентябре. Во время этой недели дети пишут сочинения, рисуют, участвуют в Дне города, встречаются с различными людьми.
Необходимость включения данного направления в программу ДОО было продиктовано еще и тем, что дети не до конца осознают свою принадлежность своей малой Родине, своему народу. Было проведено анкетирование, которое показало, что не все учащиеся правильно понимают лексическое значение слова «патриот», в частности: 18% рассматривают его как бережное отношение к природе, а 13% - только как уважение к ветеранам ВОВ. Испытывают ли школьники чувство гордости за Родину, за свой народ? Сейчас это испытывают 76% учеников школы. Интересно то, что большинство мальчиков 84% готовы встать на защиту Родины от посягательств врага (иноземные, инопланетные). В школе обучаются дети 8 национальностей. И благодаря работе по данному направлению нет различий среди детей по национальному признаку, и все они с гордостью говорят: «Я – вилюйчанин».
Направление «Культура мира»
Задачи направления:
- гуманизация воспитательного процесса;
- присвоение и усвоение общечеловеческих ценностей;
- воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни;
- оказание моральной и материальной помощи нуждающимся.
Основное содержание данного направления:
- распространение идей культуры мира;
- изучение и соблюдение гражданских прав и свобод ребенка;
- изучение и развитие национальных традиций, культуры и традиций других народов;
- создание в школе микроклимата равенства и взаимного уважения друг к другу.
Основными формами воспитательного процесса являются творческие конкурсы, классные часы, беседы, психологические тренинги и игры, семейные праздники.
Особое внимание в работе данного направления хочется сделать на проведенной впервые в этом учебном году недели «Мои права и обязанности». В течение этой недели состоялся фестиваль классных часов на тему, совместно с родителями дети выпустили семейные стенгазеты, участвовали в викторине, инсценировках. Произошло первое знакомство с Декларацией ООН о правах человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
До проведения недели в 3 «в» классе, где учится 24 ученика, был проведен опрос. На вопрос «Какие ты знаешь свои права?» ответы детей расположились таким образом:
- на бесплатное образование – 24 ученика (100%);
- на отдых – 16 учеников (66%);
- на свободу и равноправие – 22 (91%);
- на бесплатное медицинское обслуживание – 12 (50%);
- на свободу выбора – 1 (4,1%).
Также были даны неточные ответы, связанные с непониманием понятий «права» и «обязанности». Несколько детей ответили, что имеют право помогать своим родителям, хорошо учиться, не баловаться. А права детей на жилище и свободу передвижения не были даже упомянуты.
Проведенная неделя дала положительные результаты: были разграничены понятия «права» и «обязанности», знакомство с основными документами по правам ребенка отложила в памяти детей новые знания, которые в будущем им пригодятся.
Подготовка к Новому году знакомит детей с культурой Саха и других народов. Во втором классе преподаватель Вилюйского педагогического колледжа Аммосова Т. П. со студентами проводит беседу «Новый год у якутов», в третьем – четвертом классах – проводится игра – путешествие «Как встречают Новый год в разных странах». В этой игре участвует вся детская организация, отряды передвигаются от одной станции к другой, от одной части света на другую. Этот вызывает интерес не только со стороны учащихся, в игру активно включаются и родители.
Направление «Защитники Отечества»
Задачи направления:
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества, истинных вилюйчан;
- воспитание готовности к защите своей Родины;
- подготовка к служению Отечеству.
Основное содержание данного направления:
- изучение военной и трудовой истории Отечества, Вилюйска;
- сбор материалов по военной истории Вилюйска, страны;
- благотворительная деятельность в адрес ветеранов войны и тыла.
Основными формами воспитательного процесса являются празднование Дней защитников Отечества и Победы, уроки Мужества, встречи с ветеранами ВОВ и военных действий в Афганистане, чеченских событий, связь с музеем боевой и трудовой славы г. Вилюйска.
Вилюйская земля является родиной трех Героев Советского Союза Кондакова В.А., Миронова А.А., Степанова Н.С. Гордость за них, за их героические подвиги должна воспитываться в младших школьниках с первых дней обучения. Беседы о Великой Отечественной войне, о героях - земляках, о детях – героях, встречи с ветеранами ВОВ и тыла стали традиционными в школе.
В феврале проводится смотр строя и песни среди отрядов 3-4 классов. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с историей Российской Армии, ее традициями, встречаются с ветеранами афганских и чеченских боевых действий, работниками райвоенкомата.
В мае во время «Декады Памяти» устраиваются акции помощи ветеранам войны и тыла, конкурс военных песен, викторины.
Если дети, вступая в ДОО «Юный вилюйчанин» во втором классе, имеют скудные знания по истории ВОВ и Российской Армии, то к концу четвертого класса они достаточно хорошо знают земляков – Героев, названия городов – Героев, понимают смысл понятий «честь» и «долг», о чем свидетельствуют результаты анкетирования.
Из 74 выпускников правильно назвали имена трех Героев все – 100%, названия городов – Героев – 58 – 78%, понятие «честь» объяснили как «достойные уважения и гордости моральные качества человека» или близко к этому – 42 – 57%, понятие «долг» в смысле гражданского долга перед Родиной упомянули – 72 – 97%.
Направление «Познание»
Задачи направления:
- выявление и развитие у учащихся интеллектуальных способностей;
- создание оптимальных условий для интеллектуальной самореализации учащихся;
- развитие интеллекта учащихся;
- формирование уверенности в себе, в свои силы.
Основное содержание данного направления:
- участие в школьных, городских, улусных предметных олимпиадах;
- приобщение всех учащихся к интеллектуальному самообразованию;
- создание в школе Малой детской академии и проведение школьной олимпиады «Интеллект».
Основными формами воспитательного процесса являются тестирование, интеллектуальные игры, викторины, игры КВН, создание школьной Малой детской академии, олимпиады, интеллектуальная исследовательская работа.
Обучение в начальной школе начинается для первоклассников с «Посвящения в ученики». После этого во второй четверти начинается акция «Старт в науку». Предметные недели и олимпиады проводятся в течение двух четвертей. Кроме этого между отрядами проводятся «Веселые игры математиков», викторина «Занимательный русский язык», научно-практическая конференция «Путешествие по англоязычным странам», недели, посвященные якутским детским писателям, национальной культуре народов Саха.
Летом на базе лагеря работает интеллектуальный лагерь «Together» с занятиями по английскому языку и естествознанию.
Тщательно продуманная и организованная на высоком уровне работа педагогического коллектива по интеллектуальному воспитанию учащихся показывает хорошие результаты. Каждый год ученики 4-х классов занимают только призовые места на районных олимпиадах по математике, русскому, якутскому, английскому языкам.
Направление «Здоровье»
Задачи направления:
- создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Основное содержание данного направления:
- приобщение всех учащихся к разным формам физической культуры;
- организация интересного и плодотворного досуга, каникулярного отдыха.
Основными формами воспитательного процесса являются работа спортивных секций, групп ЛФК, организация спортивно-массовых мероприятий: соревнований, праздников, походов; работа летних оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе школы.
В 1998 – 2003 учебных годах школа работала по программе «Здоровье» и являлась экспериментальной площадкой ИРО. Внутришкольная экспертиза итогов реализации данной программы показала, что учащиеся школы получают достаточный уровень теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни, что динамика роста заболеваемости ОРВИ, кариесом осталась на прежнем уровне, а не увеличилась. Но в остальном результаты по заболеваемости опорно-двигательного аппарата, глаз продолжает увеличиваться. Программа «Здоровье» не смогла полностью достигнуть своих целей по нескольким причинам. Это отсутствие физкультурного зала (уроки проводятся в фойе), нежелание работать врачей в школе в связи с невысокой зарплатой и тем, что работа в школе не идет в льготный медицинский стаж.
Но вместе с тем накопленный опыт по программе «Здоровье» огромен, поэтому в программу «Юный вилюйчанин» она вошла как одно из направлений. Педагоги школы считают, что здоровье каждого гражданина – это здоровье всей нации.
Эстафеты, кроссы, семейные «Веселые старты», соревнования по ОФП, традиционная общешкольная спартакиада – всё это проводится ежегодно и помогает формированию коллектива, командного духа.
Из 330 учащихся школы в спортивных секциях разного направления занимается 53 человека, т.е. всего 16%. Поэтому уроки физкультуры, спортивные соревнования, динамические паузы во время уроков остаются одними из основных форм двигательной активности учащихся, особенно в зимнее время.
С 1998 года на базе школы каждое лето работают д